четверг, 19 ноября 2009 г.

Детские чувства. Стыд

Автор: И.Млодик



Вот мы, наконец, добрались до эмоции, которую родители не только разрешают испытывать детям, но и зачастую всячески поощряют проживание ее в полном объеме. Более того, они отслеживают малейшую возможность, когда ребенок пытается обойтись без этого весьма дискомфортного чувства: «как тебе не стыдно?» - то и дело возвращают они стыд на место. Хотя сами родители, как мы могли наблюдать с самого начала книги, делают все, чтобы избежать появления этой эмоции в собственном сердце.



В нашей культуре стыд является необходимым и важным атрибутом приличного человека. Про отъявленных негодяев так обычно и говорят: «ни стыда, ни совести!». Считается, что стыд помогает быть лучше, помогает нам изменяться.



На самом деле, как это у нас водится, все перевернуто с ног на голову.



Стыд (вслушайтесь в себя) - это всего лишь ощущение собственной «плохости». Стыд - это «я - не хорош: недостаточно умен, красив, образован, успешен, мужественен...». Стыд - когда кто-то важный может об этом узнать. Стыд - это страх разоблачения. Невозможность принять себя таким, каков ты есть. Стыд - это способ нами манипулировать. Заставить нас измениться ради кого-то. А вовсе не возможность переосмыслить собственные ошибки, как говорят психологи-гештальтисты, «взять в опыт». Стыд - это укрепление созависимости. Сравните:



- Ты так расстроил меня своими грязными штанами. Опять стирать! Я так устала стирать их снова и снова!

- У тебя опять грязные штаны! Тебе должно быть стыдно за то, что ты такой неряха, и мне постоянно приходится стирать за тобой!



Первый ребенок подумает в следующий раз: забыть про штаны или опять расстроить маму, или постирать их самому. Второй: ни в коем случае нельзя пачкать штаны, а то от мамы опять влетит, опять буду плохим. С большой долей вероятности и в том, и другом случае штаны снова не минует прежняя участь. Только первый ребенок вновь будет переживать за маму, а второй - будет ее бояться и чувствовать себя плохим. Выбирайте, что вам больше подходит.



Ощущение собственной «плохости», вопреки расхожим представлениям, вовсе не делает нас лучше. Потому что, когда ты - плох постоянно, начинаешь думать, что ты именно такой - плохой. И тогда нет смысла становится лучше. Многие дети так и вырастают с ярлыками: «хулиган», «трусливый», «глупышка». И чем больше их стыдят за трусость, тем трусливее они становятся, если постоянно тыкают в нос хулиганством, то так и хочется подтвердить это гордое звание, а уж из «глупышки» вырваться невероятно трудно, потому что быть ею выгодно - какой с нее спрос.



Я не раз слышала об экспериментах, когда брали два примерно одинаковых по уровню подготовки школьных класса. Одним говорили, что они - талантливы. А других об этом не ставили в известность. Учили их одни и те же учителя по одной и той же программе. «Талантливые» очень быстро начинали учиться гораздо лучше, становились активнее, любознательнее, повышали успеваемость. И вскоре значительно превышали «неталантливых» по всем показателям.



Вера в своего ребенка, в его мудрую природу, на мой взгляд, - лучшее «лекарство» и спасение. Похоже, я уже повторяюсь. Но действительно, я считаю это очень важным. Там, где стыд может убить все: мотивацию, доверие, уверенность в себе, - вера и любовь могут сотворить чудеса. Любовь - это не собственничество, а вера - это не противоположность стыду. Это не беспредельное восхваление, и не манипуляция: «я верю в тебя, ты сможешь». Это принятие всем сердцем того, что ваш ребенок - уже уникален, прекрасен, хорош - такой, каков есть.





  • Прочитать всю статью про детский стыд




Рекомендую также прочитать:



  • Детские чувства. Злость


  • Детские чувства. Страх


  • Детские чувства. Горе


  • Отношение детей и родителей




Комментариев нет:

Отправить комментарий