четверг, 19 ноября 2009 г.
Горы самых невообразимых книг, машинка "зингер", советский хрусталь, платки, бережно
Почти как поход в музей - вещи, знакомые с детства - шкатулки, зеркальца, тарелочки и картинки - все было и у меня, но безвозвратно утеряно, сломано, подарено. Старые игрушки, украшения из стекла и мельхиора, столовые приборы с костяными ручками. Восхитительные медные сияющие тазы для варенья и керосиновые лампы типа "летучая мышь". Котелки, сто лет назад потерявшие свои крышки и фарфор, расписаный пастушками и розами.
Горы самых невообразимых книг, машинка "зингер", советский хрусталь, платки, бережно хранимые сорок лет в шкафу и только сейчас извлеченные на свет божий.
Конечно, кучи всякого хлама - пластиковые гребешки, видеокассеты и пиратские CD, ржавые железяки. Одна тетка, напрмер, продавала судочки, в которых продают селедку. Еще был мужик с автомобильным прицепом, доверху заваленным различными электромоторчикам. Женщина с аптечными флаконами, один из которых я купила.
Несмотря на холод, и на то, что этот рынок черти где, я осталась довольна. Пойду туда еще раз.
А в эту субботу ездила во Львов. Несмотря на вопли наших СМИ, мертвяки там на улицах не лежат, маски никто не носит (ну кроме персонала в магазинах/кафе, и то - их застявляют), признаков эпидемии нету.
Ходили на Лычаковское кладбище, оно же по совместительству заповедник-музей (не попали в прошлую поездку), немного гуляли по городу, были на службе в католическом храме. Последнее я делала впервые, мне понравилось - очень умиротворяющее мероприятие. Несмотря на то, что служба на польском, в принципе, почти все было понятно.
Следующим постом будут фотки с Лычаковского кладбища, кто не боится - оставайтесь на линии.
Детские чувства. Стыд
Автор: И.Млодик
Вот мы, наконец, добрались до эмоции, которую родители не только разрешают испытывать детям, но и зачастую всячески поощряют проживание ее в полном объеме. Более того, они отслеживают малейшую возможность, когда ребенок пытается обойтись без этого весьма дискомфортного чувства: «как тебе не стыдно?» - то и дело возвращают они стыд на место. Хотя сами родители, как мы могли наблюдать с самого начала книги, делают все, чтобы избежать появления этой эмоции в собственном сердце.
В нашей культуре стыд является необходимым и важным атрибутом приличного человека. Про отъявленных негодяев так обычно и говорят: «ни стыда, ни совести!». Считается, что стыд помогает быть лучше, помогает нам изменяться.
На самом деле, как это у нас водится, все перевернуто с ног на голову.
Стыд (вслушайтесь в себя) - это всего лишь ощущение собственной «плохости». Стыд - это «я - не хорош: недостаточно умен, красив, образован, успешен, мужественен...». Стыд - когда кто-то важный может об этом узнать. Стыд - это страх разоблачения. Невозможность принять себя таким, каков ты есть. Стыд - это способ нами манипулировать. Заставить нас измениться ради кого-то. А вовсе не возможность переосмыслить собственные ошибки, как говорят психологи-гештальтисты, «взять в опыт». Стыд - это укрепление созависимости. Сравните:
- Ты так расстроил меня своими грязными штанами. Опять стирать! Я так устала стирать их снова и снова!
- У тебя опять грязные штаны! Тебе должно быть стыдно за то, что ты такой неряха, и мне постоянно приходится стирать за тобой!
Первый ребенок подумает в следующий раз: забыть про штаны или опять расстроить маму, или постирать их самому. Второй: ни в коем случае нельзя пачкать штаны, а то от мамы опять влетит, опять буду плохим. С большой долей вероятности и в том, и другом случае штаны снова не минует прежняя участь. Только первый ребенок вновь будет переживать за маму, а второй - будет ее бояться и чувствовать себя плохим. Выбирайте, что вам больше подходит.
Ощущение собственной «плохости», вопреки расхожим представлениям, вовсе не делает нас лучше. Потому что, когда ты - плох постоянно, начинаешь думать, что ты именно такой - плохой. И тогда нет смысла становится лучше. Многие дети так и вырастают с ярлыками: «хулиган», «трусливый», «глупышка». И чем больше их стыдят за трусость, тем трусливее они становятся, если постоянно тыкают в нос хулиганством, то так и хочется подтвердить это гордое звание, а уж из «глупышки» вырваться невероятно трудно, потому что быть ею выгодно - какой с нее спрос.
Я не раз слышала об экспериментах, когда брали два примерно одинаковых по уровню подготовки школьных класса. Одним говорили, что они - талантливы. А других об этом не ставили в известность. Учили их одни и те же учителя по одной и той же программе. «Талантливые» очень быстро начинали учиться гораздо лучше, становились активнее, любознательнее, повышали успеваемость. И вскоре значительно превышали «неталантливых» по всем показателям.
Вера в своего ребенка, в его мудрую природу, на мой взгляд, - лучшее «лекарство» и спасение. Похоже, я уже повторяюсь. Но действительно, я считаю это очень важным. Там, где стыд может убить все: мотивацию, доверие, уверенность в себе, - вера и любовь могут сотворить чудеса. Любовь - это не собственничество, а вера - это не противоположность стыду. Это не беспредельное восхваление, и не манипуляция: «я верю в тебя, ты сможешь». Это принятие всем сердцем того, что ваш ребенок - уже уникален, прекрасен, хорош - такой, каков есть.
- Прочитать всю статью про детский стыд
Рекомендую также прочитать:
- Детские чувства. Злость
- Детские чувства. Страх
- Детские чувства. Горе
- Отношение детей и родителей