среда, 16 сентября 2009 г.

Беседа как игра

Беседа - игра - произведение искусства. Она требует порой жертвовать мыслью. Страстный человек обычно портит беседу - игру. Он с полной серьезностью опровергает легковесные доводы; он цепляется за темы, которые уже исчерпаны. Правила игры требуют брать любой мяч и без сожаления перебрасывать его дальше.Bartholomeus van der Helst
Однако страсти бывают порою даже забавны, но лишь в том случае, если их ярость притворна. Они разражаются на высшей точке мелодии, подобно удару большого барабана или кимвал. Произведя этот ужасающий грохот, хороший музыкант как ни в чем не бывало опять утыкается в партитуру.
[more]
Разговор - это здание, возводимое сообща. Выстраивая фразы, собеседники не должны терять из виду общую конфигурацию здания; так опытный каменщик ведет свою кладку. Умам, склонным к придирчивой методичности, лучше держаться от строительства в стороне, если они не в состоянии украсить фасад парадоксом.
 В беседе - игре лучшие свойства ума - взвешенность суждений, умеренность, скромность - оказываются помехой. Здесь нужны безоглядная дерзость и точно выбранное амплуа.
  Подобно великану из басни, беседа должна время от времени возвращаться на землю. После фраз отвлеченных требуются примеры. Вот почему приятный диалог возможен лишь между теми, кто имеет общих знакомых, читает одни и те же книги. 
Чем чаще члены какого - то кружка встречаются друг с другом, тем больше их радуют встречи. 
  В обществе, для тебя чужом и чьи тайные пружины тебе неизвестны, уводи разговор в метафизические сферы. Там, за облаками, хорошо владеющий ледорубом проводник становится повелителем гордых чужеземцев, которым самолюбие никогда не позволит попросить его спуститься обратно в долину.
  Буалев пишет в своем «Дневнике»: «Тот, кто принимает в расчет собеседника, уже не может выразить точно свою мысль; высказываясь, он приноравливается к понятиям собеседника; он изменяет самому себе, пользуясь языком, который ему в какой - то мере чужд». Вот почему разговор истинного мастера красноречия - почти всегда монолог. Мадам де Ноай беседует со звездами; Кокто - с тенями; Валери обращается к тому, кем суждено стать самому Валери.
  Подлинный краснобай мыслит вслух, в тесном контакте с самим собой. Склонившись над бездной своей души, он живописует то, что в ней происходит.
  У политических деятелей и у лекторов привычка к красноречию проявляется и в повседневной жизни.
  Стиль мебели тоже по - своему влияет на характер беседы. Глубокие английские кресла располагают к полунемой дремоте; стулья с жесткими спинками побуждают к остроумию; диваны, на которых можно удобно развалиться, способствуют сердечным признаниям. 
Взоры собеседников, расположившихся на таком диване, не встречаются, что действует благотворно на застенчивые натуры, а близость расслабившихся тел навевает чувственные воспоминания.
Giovanni Boldini 
«В своей гостиной, - говорит С., - я всегда расставляю кресла так, чтобы люди садились по трое. По двое - это опасно. Если случай сведет вас с надоедливой соседкой, вам уже никакими силами не прервать с ней беседы, зато парочка, желающая уединиться, всегда найдет способ отделаться от третьего лишнего».
  Мне нравится беседа, которую мадам де Севинье называла «бесконечной», когда говорят о себе, о других, о каждодневных событиях, о пустяках, без шпилек, без шума, не боясь пауз, со взаимным доверием, с полной непринужденностью.
  Моя склонность к серьезности приводит к тому, что наибольшее удовольствие я получаю от беседы с детьми.
Андре Моруа
Гейнсборо Томас
"Разговор в парке"

И правда, я ведь не люблю кофе... Салай и его Пейсталс -

- Кофе будешь?
- Что?
Я расслышал, но не поверил словам. "У меня куча работы, которой я заниматься не хочу", - думал я. Кофе... Не самый худший повод задержаться на кухне подольше.
- Было бы неплохо.
Я поморщилась, отвернувшись. Я ненавижу кофе. Зачем я вообще предложила выпить его - ему словно бы и всё равно. Подхлёстываемая праведным гневом, я быстро производила все необходимые манипуляции и остановилась, лишь когда ложка зависла над сахарницей.
- Сахар?
- Одну.
Я мстительно опрокинула в чашку две ложки сахара. В нос ударил мокрый и горячий пар. Взяв обе чашки, я подошла к столу, мысленно перебирая все возможные варианты культурного обращения и уже остановившись на самом, по-моему мнению, нейтральном "на", а он уже сказал "спасибо", не дожидаясь реплик с моей стороны, взяв чашку из моих рук. Он чему-то улыбнулся. Я, конечно же, посчитала это за какую-то глумливую насмешку и, раздражённо фыркнув, села на соседний стул.
Я улыбнулся, взглянув на мокрую ложку, на которой блестел нерастворившийся сахар. Если бы я посмотрел на неё сейчас, то непременно бы рассмеялся. Пей морщилась, как от заброшенного за шиворот репейника. Она ведь терпеть не может кофе. Я лишь смотрел и умилялся каждому новому выражению её непрестанно кривляющегося лица.
А мы ведь давно уже не пили вместе кофе...
Он перестал улыбаться, но легче от этого мне, почему-то, не стало. Я вздохнула, беззвучно сделав очередной глоток из чашки. Кажется, кофе был слишком сладким. Эта чашка предназначалась ему. "Мерзость какая", - в очередной раз подумала я.
Я говорил себе, что не за чем волноваться. Моей жизни теперь уже ничто не угрожает. Я торгую лекарствами и пишу прозу. Уже три года я не возвращался к воспоминаниям. Их унесло потоком времени... Но, кажется, я лишь хочу верить в это... Я ничему не научился. Я продолжаю обманывать себя и лишь потому, что до сих пор жив, я верю, что ничто, из совершённого мной, не было ошибкой. И никто до сих пор не пришёл меня разубеждать. А они живы?.. Хех... Ну вот снова. Если в прошлом я умер, то кто я сейчас?
Я казалась себе лишней в этом месте. Здесь пахнет кофе и сигаретами, и уже три года я никак не могу привыкнуть к этому антуражу большого пыльного чердака, коим был этот дом. Наверно он никогда не был иным, как и единственный его обитатель. Может память или её отсутствие не позволяет им меняться. Или этот дом и есть Его память? И кто в нём я, если не посторонний? Тоже эпизод из прошлого, с которым тяжело расстаться?
Я взглянул на Пей из-за чашки. "Она совсем как Она", - подумал я, впервые встретив её. Пятнадцатилетней девочкой её привели ко мне на обучение. Я почему-то согласился её принять, даже не поинтересовавшись о уровне её знаний, но, кажется, её мать и так всё рассказала, не дожидаясь моих вопросов. Девочка дулась и кривилась, недовольная трескотнёй мамы. В тот первый день нашего знакомства она лишь представилась, но имени я не запомнил. Я называл её "Пей". Она по началу только морщилась от такого обращения, но после привыкла... Или мне это только кажется? Я всегда улыбался, глядя на неё и произнося это имя... Но её глаза были другими.
Его лицо, слова, жесты - весь он был наполнен каким-то грустным счастьем, когда мы проводили часы за склянками, книгами, конспектами, таблицами, схемами. Неизменно после учёбы мы пили кофе, но заметив, спустя пол года, что кофе я всё же не люблю, не поинтересовавшись, что мне нравится, он со вздохом предложил мне молока, сказав, что пить кофе в одиночку слишком горько. В тот момент его улыбка чуть померкла. Кажется, он снова в чём-то себя убеждал.
Нет, это не она...Сколько раз мне ещё придётся повторять это?.. Мне жаль эту девочку: мне кажется, что она влюблена в меня. Мечтатель... Глупости! Мне уже тридцать - я чувствую себя стариком. Какая любовь?! Я всю жизнь мечтаю лишь о спокойствии. Я не хочу повторения той гонки.
Я заметила за ним привычку повторять какую-либо фразу по несколько раз, словно он занимался самовнушением... Да, с самого начала я подумала, что он интересный человек и лишь поэтому я учусь у него. Мне неприятно осознание того, что я для него как лекарство, только не ясно от чего. Я боюсь иногда оглянуться, когда ухожу с занятий домой. Вдруг он перестаёт улыбаться, когда меня нет? Жалость?.. Да, мне жаль этого навсегда одинокого человека, который живёт лишь о прошлом, о котором я не знаю. В этом живом сумасшедшем городе он призрак. Да, именно так - серый призрак.
В груди чуть побаливало. Сердце... Я совсем не жалею себя. Стоило ли всё сделанное того, чтобы теперь я просто умер в одиночестве от рака, вдруг задохнувшись в запахе кофе и сигарет, в запахе моего прошлого? Но сегодня я не один и боль постепенно уходит. Я снова улыбнулся, и Она тоже повеселела, искоса взглянув на меня.
Я и не заметила, как чашка опустела. Гуща на стенках напомнила мне о том, что занятия возобновятся с новой силой. Вот как он радостно вскочил, подхватив чашки и быстро ополаскивая их в воде. Хотелось спать, но, заставший врасплох, стук в дверь, уничтожив тишину и жалкие крохи воцарившегося спокойствия, не позволил погрузиться в этот тяжёлый омут бездействия...

Зомбоящик

Господи, спасибо, что ты избавил меня от лукавого, и послал мудака, перерезавшего нам ТВ-антенну. Сижу у мамы и щелкаю пультом - по РТР в пятницу и субботу, в прайм-тайм собираются показывать юбилей Петросяна, на первом запускают очередное шоу поющих, по СТС идет какой-то сериал про журналистов-склочников. Откуда этот культ пишущей братии? Успех "Секса в большом городе" и "Дьявол носит Прада", несмотря на всю свою необъективность, породил кучу телеклонов. И вот, там и сям нам показывают гламурных красавиц, которые, томно закатывая глаза, растекаются соплями по бумаге, размышляя о чем-то, что сводится к мысли: "А я такая классная, а он такой козел".
Когда Гагарин полетел в космос, все мальчики мечтали стать космонавтами. Сегодня, наверное, все девочки хотят стать такими же классными журналистками из кине. Мне их жалко. Они потратят 5 лет на учебу, и столкнутся с реальностью, которая, к сожалению, не такая красочная, как в зомбоящике. Больше половины людей, выучившихся на журналистов, вынуждены переквалифицироваться, потому что кузница кадров в нашей области перетрудилась. Нас - тьма. И то, что мы видим в газетах и на ТВ массу бездарей, к сожалению, не значит, что у  человека, лучше выражающего свои мысли, больше шансов. Умение писать здесь не конек. Играет роль множество других факторов, в том числе, и везение.
В университете не могут научить писать, могут дать советы. Если в тебе есть искра таланта способности, ты справишься, если нет - никто из тебя журналиста не сделает. Это относится ко всем творческим специальностям.
Я поздно поняла одну вещь, которая для меня теперь как постулат - если ты стремишься стать журналистом, ты им станешь, даже не оканчивая спецВУЗ. Если есть хоть капля сомнений, или ты думаешь, что тебя научат, лучше получить нормальную специальность. Все равно три дня работы в газеты принесут больше пользы, чем 5 лет за партой. Я, например, жалею, что не стала математиком. Я щелкала задачки, как орехи, решала учебники на год вперед, обожала книги на смекалку, ходила на факультативы и набирала больше всех баллов в "Кенугру". Но как же, чтобы я, да сидела на одном месте? Мне нужна мобильность, движение. И вот она - мобильность: сижу дома и переключаю каналы.
Нет, я все это говорю не потому, что именно моя карьера, скажем так, не сложилась. Эти мысли появились у меня еще в газете. Мне кажется, в идеале человек должен иметь два образования, получая их в таком порядке: сначала техническое, потом - гуманитарное. И будет вам ЩЩАСТЬЕ:)

5 идеальных вещей

Флешмоб пришел из далёкой Японии от from_there)))  Если кому тоже слова нужны, вы обращайтесь. 
Идеальный рассвет. Холодно, птицы уже проснулись и что-то там чик-чирикают на ветках, чай в кружке остыл, костёр почти погас, в нём валяются обоженные консервные банки, глаза слипаются, голос сорван, куртка вся в смоле, волосы в смоле, руки в смоле, и кружка с остывшим чаем в руках.  А прямо перед тобой Байкал, весь такой спокойный потому как штиль, и солнце  вылазит из-за горы, выспавшееся и готовое светить весь день, и наступает благодать и красота. Из дальней палатки вылазит начальник, выспавшийся, румяненький, оптимистичный и радостно вещает что сегодня мы наконец-то после 42-х дней экспедиции возвращаемся в город.  А потому нам нужно быстренько поднять некоторые части тела и палатки собирать. И встаёшь с этого бревна, весь такой вот замученный и бледный, а рядом с тобой поднимаются с бревен вокруг костра такие же придурки как и ты. Переглядываемся и понимаем что это была офигенная ночь. Королевская ночь в археологической экспедиции 2000 года подошла к концу. 
Идеальный шум - утренний, но уже за той гранью, когда ты выспался и просто лежишь и последние минутки ловишь, просто нежась в кровати. Когда слышно, как кошка прыгает как слон с холодильника на микроволновку, с микроволновки на пол, и потом специально топочет по коридору идя меня будить. Когда на кухне щелкает чайник, звякают кружки, когда пахнет блинами или овсянкой, и когда кошка  как гиппопотам прыгает ко мне на кровать и топчется по животу с воплями "Жраааааать!"
Идеальный выигрыш (ну или победа) . Если бы было реально, то Роб Паттинсон завернутый в розовую ленточку с бантом за самое терпеливое выманивание его из монитора (ежедневный ритуал: Настя показывает Роберту на рабочем столе монитора какой-нить бутерброд и с фразой "как же тебя засунули в эту маленькую коробочку? иди сюда!" пальчиком его выманивает из монитора) . А если реально, то победа ТабулаРаса в предстоящем чемпионате по encounter, который начинается 26-го сентября. Черт его знает, что там будет, но это было бы действительно идеально. 
Идеальный праздничный стол. Без тонны оливье и тому подобной попсы. И чтобы сладкого было не очень много, потому как не очень я по сладкому прикалываюсь, если это не леденцы. Мне вообще-то не очень важно, главное, чтобы подавался зелёный чай и за столом были друзья.  
Идеальное свободное время  - это время проведенное в движении, за творчеством, с книгой и котофеями, с музыкой. Это наши странные гуляния в любое время суток, чаепития на кухне на Чайковского, Encounter, походы и прогулки куда-нибудь ближе к Байкалу, просто поездки на Байкал, игрища в Манчкин, ен, голубую корову, есть контакт, слова (ооо, особенно начинающиеся на дэ и кончающиеся на а),  рисовательно-лепительно-плетено-вышивытельно-высаживательно-всяко разные занятия, чтение, когда под боком кошка и никто никуда не дергает, просто встречи с друзьями без повода, потому как с ними любое время становится идеальным, дикие танцы , после которых откуда-то берется много разнообразных приключений. И хотя на самом деле я хотела написать что это лежать на диване, читать жж и чтобы по конвейеру мне присылалась кружка чаю,  я всё-таки больше склоняюсь к  первичной изложенной мною версии.
 

Бойцовский клуб"

Пару недель назад дочитала "Бойцовский клуб" Чака Паланика. Ну что сказать? Книга впечатляет, как и остальные. Запомнилась тем, что местами были высказаны настолько абсурдные идеи, что иногда я не до конца понимала зачем вообще все это читаю. А потом все больше и больше понимала что это действительно "мое", как же все-таки мне нравится стиль этого автора... Жестокая реальность окружающей действительности - вот основная тема любой его книги, как мне кажется.
Много интересных отзывов слышала о фильме, который был снят по данному произведению, но времени посмотреть пока что не было.
"Все, чем ты гордишься, рано или поздно будет выброшено на помойку."
"Смерть - это волшебное чудо."
"Плакать легко, если знаешь, что все, кого ты любишь, когда-нибудь или бросят тебя, или умрут. Долговременная вероятность выживания каждого из нас равна нулю."
"Никто из вас не отличается красотой и уникальностью снежинки."
"Если люди полагают, что видят тебя в последний раз, они начинают действительно смотреть на тебя. Иначе они говорят с тобой о своих проблемах с банком, о песне, которая играет по радио, или поправляют прическу, пока ты говоришь.
А тут тебе принадлежит все их внимание.
Они начинают слушать, а до того просто ждали своей очереди заговорить.
И даже когда они заговаривают, они уже не говорят про себя. Они говорят с тобой, и после этого разговора вы оба чувствуете себя немного другими."